"Как не стать соучастником преступления"
Подростки часто зависят от своего окружения. И уж «дело чести» помощь товарищу в возникших у него затруднениях.
Давайте сейчас абстрагируемся от этого случая (оставим его расследование правоохранительным органам) и поговорим о ситуации, когда прекрасные понятия «товарищество и взаимовыручка» превращается в страшное клеймо «соучастие в преступлении».
Соучастие в преступлении – это умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.
Ключевое слово тут – «совместное», то есть такое участие, при котором деятельность одного участника дополняет действия другого, что позволяет достичь общий для участников результат.
Чтобы участвовать в преступлении, не обязательно непосредственно совершать посягательство. Соучастники могут договориться о распределении функций между собой. Например, тот, кто обзванивает друзей и заранее договаривается с ними о помощи и содействии в преступлении будет называться организатором. Тот, кто непосредственно причиняет вред – он исполнитель. Тот, кто призывает исполнителя совершать преступление – будет называться подстрекателем. А тот, кто не организовывает, не подстрекает и не исполняет преступление, но иным образом содействует его совершению (физическим воздействием, советами, информацией) – это пособник.
Несмотря на то, что все эти роли – разные, они объединены общей целью, стремятся к общему для всех результату и поэтому:
по уголовному законодательству, не только непосредственный исполнитель преступления, а любой соучастник, принявший в нем участие, подлежит привлечению к уголовной ответственности за данное преступление.
Что нужно знать подростку, чтобы из-за ложно понятого чувства товарищества и взаимовыручки не стал соучастником преступления?
Во-первых, он должен четко знать, что можно делать, а что делать нельзя. Он должен четко знать виды преступлений, за которые он будет привлечен к уголовной ответственности. На общее знание «что такое хорошо, а что такое плохо» тут полагаться нельзя. Родители должны пройти с ребенком особенную часть Уголовного Кодекса, хотя бы обзорно.
Во-вторых, приучите детей критически оценивать свое окружение: что это за люди, какие у них ценности, что у них в приоритете, куда эти приоритеты их приведут, хотел бы он тогда оказаться вместе с ними?
В-третьих, он должен иметь решимость отказать в помощи, когда его зовут на совершение преступления. «Товарищество» и «взаимовыручка» оканчиваются, когда ситуация выходит за рамки закона. Родители должны объяснить соотносимость этих понятий с конкретными жизненными ситуациями («а если все полезут в колодец..?»).
В-четвертых, родителям необходимо проинструктировать своего ребенка о том, что нужно делать, если он осознал, что независимо от его воли преступление уже началось, и он оказался в него втянут. А именно: он должен иметь мужество и предпринять меры по выходу из таких отношений, по добровольному отказу от продолжения своего участия в преступном деянии. Необходимо изъять свое поведение из преступления: убежать с места преступления, категорически отказать в выполнении данного обещания помогать в преступлении, убедить других не совершать преступление, сообщить в милицию или иным способом нейтрализовать угрозы. Добровольный отказ от доведения до конца начатого преступления дает основания для освобождения от уголовной ответственности.